Воскресенье, 23.09.2018, 14:15
Вы вошли как Гость |  Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Ученикам на заметку
31.10.2012, 19:23
Учебные способности: внимательность и наблюдательность, гибкость мышления и пространственное воображение, быстро и надежно работающая память – надстраиваются над одним главным фундаментом – организованностью учащегося. От того, в какой степени развито это качество, во многом зависит эффективность и учебы и труда.

Из каких конкретных элементов складывается организованность?


Прежде всего это рациональный режим учебных занятий. Следует помнить, что заниматься умственным трудом, будучи утомленным, все равно, что наполнять водой сито. В результате длительного напряжения мозговых клеток в них развивается так называемое охранительное торможение. Мозг как бы автоматически снижает свою активность: резко уменьшается объем и устойчивость внимания, ухудшаются процессы запоминания и воспроизведения, замедляются мыслительные процессы, ослабевает самоконтроль. 

Сам по себе рациональный режим труда и отдыха ничего не даст, если он не будет строго выполняться. Главное – не забывать: время, отведенное для работы, - священное время. Ни одна минута не должна тратиться попусту. 

Второй элемент – планирование индивидуальной работы. С психологической точки зрения, планирование представляет собой проектирование будущей деятельности, основанное на работе мышления и воображения. «Прежле, чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать основные вехи, а первые части работы продумать досконально» - из памятки А.К. Гастева. 

Одна из отличительных черт учащихся-отличников заключается в том, что они осуществляют не только текущее, но и перспективное планирование. Они составляют планы как на текущий или завтрашний день, так и на всю неделю. Кроме того, они намечают ориентировочные планы на месяц, учебную четверть или даже на весь учебный год. Самое трудное в текущем планировании – точно рассчитать время, которое потребуется на выполнение того или иного задания. Далее нужно подумать и о наиболее рациональной очередности отдельных заданий. Осуществляя текущее планирование, всегда следует помнить о перспективном плане: первое должно быть подчинено второму. Наконец, нужно выделить определенный резерв времени на случай недооценки трудоемкости того или иного задания, появления непредвиденных обстоятельств и т.п.. 

Приступая к текущему планированию, следует прежде всего познакомиться с соответствующими рабочими материалами (перелистать заданные страницы учебника, ознакомиться с текстом задачи, которую предстоит решить). Такой предварительный обзор дает общее представление относительно объема предстоящей работы в целом и каждого задания в отдельности. 

Рационально спланировать предстоящую работу – это только полдела. Не менее важно добиться осуществления намеченного плана. Письменный план и более продуман, и как документ, вызывает к себе серьезное отношение. 

Такого рода самоконтроль в большей мере способствует повышению чувства ответственности и служит одним из эффективных средств самовоспитания воли.



ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

Экзамены – наиболее трудная и ответственная пора, требующая от него максимального напряжения физических и духовных сил. И очень важно научиться правильно распределять свои силы для глубокого и прочного запоминания учебного материала. 

Не секрет, что существует практика подготовки к экзаменам по методу своеобразного аврала – приложения чрезмерных усилий в течение двух-трех дней (а иногда и ночей), отведенных на данный экзамен. Такая тактика очень вредна как для психического так и для физического здоровья. 

К экзаменам нужно готовиться прежде всего путем систематического и эффективного изучения материала по мере его прохождения в классе. Но этого, конечно, недостаточно. Необходима и специальная подготовка к экзамену: предварительное и заключительное повторение усвоенного ранее материала. 

Предварительное повторение следует начинать примерно за два месяца до экзаменов, разумеется по тщательно разработанному перспективному плану. В основу такого повторения нужно положить метод воспроизведения, т.е. обратиться к активному повторению. Воспроизведение требуется осуществлять схематично и выборочно: взять очередной вопрос программы и попытаться вспомнить его основное содержание, а затем – выборочно – и отдельные детали. 

Если данный вопрос припоминается плохо, нужно приниматься за повторное вдумчивое восприятие, а потом – воспроизведение (про себя или вслух). 

Заключительное повторение осуществляется в дни, специально отведенные для подготовки к экзаменам. И на этот раз основным должно быть активное повторение, припоминание основных положений данной темы и ликвидация «недоделок». Полезно так же подумать о том, какие новые события в развитии науки или общественной жизни относятся к данной теме. Обычно при заключительно повторении учащиеся имеют в своем распоряжении экзаменационные вопросы или даже билеты. Иногда кажется, что в билетах меньше материала. Это неверно. Просто они заранее знакомят учащихся с формулировками вопросов, дают представление о том, насколько подробно нужно осветить их. Кроме того, вопросы ориентируют на то. какие умственные действия надлежит осуществить в процессе ответа (дать сравнительный анализ, описать, охарактеризовать, перечислить и т.д.). Заключительное повторение также должно быть тщательно спланировано. Нужно учесть буквально все: и уровень своей работоспособности, и трудность материала, и время, которое уйдет на посещение консультаций, и многое другое. 

Огромное значение при подготовке к экзаменам имеет рациональный режим труда и отдыха. На экзамен нужно идти бодрым, со свежей головой, ибо можно глубоко усвоить материал и не суметь как следует воспроизвести его на экзамене из-за плохого самочувствия, вызванного утомлением. 

Взяв билет (на устном экзамене), не торопитесь отвечать, даже если уверены в своих знаниях; обязательно продумайте и составьте план ответа. Это поможет выделить главные положения, которые обязательно должны быть изложены. Кроме того, легче будет найти ответ и на дополнительный вопрос. 

Перед экзаменом нельзя поддаваться чувству страха, растерянности. Однако и полная эмоциональная пассивность также нежелательна, из-за нее ваш ответ может оказаться недостаточно динамичным. Лучше всего идти на экзамен с легкой приподнятостью, со своего рода боевым задором, с готовностью и желанием успешно справиться с поставленной задачей.
Категория: Мои файлы | Добавил: teacher5
Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]